Анастасия Ярцева
18 августа 2020 г.

«ЭКО», «БИО», «ОРГАНИК», «NATURAL», «БЕЗ ГМО»: вся правда о привлекающих внимание маркировках

В современном мире на рынке существует огромное количество производителей, которые сильно конкурируют друг с другом. Каждый из них хочет извлечь максимальную для себя выгоду, поэтому многие идут на крайние меры – используют на своих товарах такие маркировки, как «ЭКО», «БИО», «ОРГАНИК», «НАТУР», «БЕЗ ГМО», не имея на это права. А ведь одно из требований к маркировке гласит: она не должна вводить потребителя в заблуждение!

Многие недобросовестные производители используют все вышеперечисленные знаки и термины только для того, чтобы поднять продажи, ведь люди доверяют «экологичным» надписям. В таком случае мы сталкиваемся с таким понятием, как гринвошинг, цель которого – ввести потребителя в заблуждение относительно экологичности того или иного продукта.

Итак, давайте разберемся: что же на самом деле означают надписи «ЭКО», «БИО», «ОРГАНИК», «NATURAL», и «БЕЗ ГМО», и как понять, что красивая надпись на упаковке не врет?

ЭКО
Данная маркировка означает, что при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации продукта риски нанесения вреда окружающей среде были минимизированы. Но это совсем не значит, что продукт натуральный, полезный и качественный, хотя многие люди именно так и считают.
БИО
Сейчас на полках магазинов можно встретить множество товаров с данной маркировкой. К примеру, мы можем увидеть приставку «БИО» на косметической продукции. Но если обратиться к ГОСТу, то мы увидим, что этим термином обозначают только молочные продукты, которые обогащены пробиотиками и/или пребиотиками. Все остальное – это мифы! Только молочная продукция может маркироваться словом «БИО». Другие случаи использования данной приставки совершенно бесполезны и неправдивы.
ОРГАНИК
В отличие от маркировки «ЭКО», органическая продукция безопасна именно для человека, а не для окружающей среды. Органические продукты производятся без использования различных удобрений, пестицидов, гербицидов, стимуляторов роста и так далее. Но стоит отметить, что если в маркировке есть только слово «органик», то это, скорее всего, просто маркетинговый ход, как такого термина нет в каком-либо нормативном документе, а значит, производителя данная надпись ни к чему не обязывает.
100% NATURAL
На данный момент не существует документа, на который можно было бы опереться для того, чтобы подтвердить: правомерно ли производитель наносит на упаковку продукта маркировку «100% NATURAL». Можно лишь условно сказать, что натуральные продукты производятся с использованием компонентов природного происхождения, без химикатов, пищевых добавок, консервантов и так далее. И поскольку не существует законодательных норм, которые регулируют данную маркировку, ответственность за ее использование лежит только на производителе.
БЕЗ ГМО
Для начала вспомним, что же вообще означает данный термин. ГМО – это генетически модифицированный организм, то есть организм, у которого искусственным путем изменили набор генов. Многие люди стараются избегать продуктов с маркировкой «ГМО» так как уверены, что это крайне вредно. Но это не совсем верно. На данный момент влияние ГМО на организм человека постоянно изучается, и нет точного ответа, вредно оно, или нет. Ученые лишь сошлись во мнении, что на такие продукты высок риск аллергии. Но если человек все же решил питаться только натуральной едой, то нужно иметь в виду, что маркировка «БЕЗ ГМО» не гарантирует отсутствие каких-либо посторонних компонентов.

По закону о защите прав потребителей, указывать на продукте, что он не содержит ГМО, можно только в том случае, если его содержание не превышает 0.9%. Но сейчас, конечно, данная надпись – это просто маркетинговый ход многих производителей, так как фразу «БЕЗ ГМО» пишут даже на тех продуктах, в которых его вообще не может быть.

Узнав об истинном значении вышеупомянутых маркировок, возникает вопрос: как же понять, что красивая надпись на упаковке не лжет? К сожалению, конкретных способов не существует. Главное, что человек должен знать – это истинное значение «экологичных» маркировок. Конечно, видя надпись «НАТУР» сложно определить, действительно ли перед вами лежит натуральный продукт. В таком случае всегда нужно читать состав, и понимать, что конкретно в нем содержится. Если вы видите фразу «консерванты», естественно, ни о какой натуральности уже не может быть и речи.
Что касается маркировки «БЕЗ ГМО», здесь также нужно читать состав, и если там есть фраза «модифицированный …», то это значит, что продукт содержит ГМО. Помимо этого, нужно обращать внимание на внешний вид товара. К примеру, если перед вами лежат примерно одинаковые по размеру, форме и цвету яблоки, есть основания предположить, что они ненатуральные.

Также необходимо отметить, что помимо «экологичных» слов в маркировке должна присутствовать более подробная информация о заявленных свойствах того или иного продукта, в противном же случае есть основания предположить, что она нанесена неправомерно.