Александра, менеджер по маркетингу, мечтала о яркой обечайке новогоднего подарочного чая. «Синий, цвета морозного утра!» – восторженно объясняла она дизайнеру.
Но получив макет, Александра неприятно удивилась. «Морозное утро? Нет, это дождливый вечер!» – расстроилась она, сравнивая оттенок на экране со своим изначальным представлением.
Дизайнер успокаивал: «Всё будет отлично. Просто мы делаем макет упаковки в CMYK, а ваш монитор настроен на RGB. Цвета немного отличаются».
Но Александру все равно мучил вопрос: как убедиться, что при печати упаковка выйдет именно такого цвета, который она себе представляла?
Чтобы помочь маркетологу Александре избежать цветовых сюрпризов, предлагаем пошаговую инструкцию.
Шаг 1: Научитесь различать цветовые модели.– На экране монитора вашего компьютера цвета отображаются в системе RGB (Red, Green, Blue)- Основные цвета: красный, зелёный, синий.
- Цветовой диапазон: более 16 миллионов оттенков.
- Цветопередача: не воспроизводит более темные, глубокие цвета так, как это делает система CMYK.
- Эффект смешивания: при смешивании цветов оттенок становится светлее.
– При печати полиграфии (в том числе упаковки) используется система CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black)- Основные цвета: голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный.
- Цветовой диапазон: охватывает меньший диапазон оттенков, чем RGB.
- Цветопередача: не передает очень яркие цвета так, как это делает RGB
- Эффект смешивания: при смешивании цветов оттенок становится темнее, некоторые цвета могут выглядеть более «грязными», тусклыми.
Шаг 2: Убедитесь, что у вашего дизайнера настроен цветовой профиль. Поскольку дизайнер создает макет упаковки в CMYK, а клиенту для просмотра отправляет его в RGB, важно убедиться, что на компьютере дизайнера установлен правильный цветовой профиль. Этот профиль позволяет корректно преобразовывать цвета из CMYK в RGB. Если вы заметили, что макет становится блеклым при переводе из CMYK в RGB, уточните, какой профиль установлен у дизайнера на компьютере. Обычно это должен быть «Coated FOGRA39» или «U.S. Web Coated (SWOP) v2».
Также важно помнить, что при переводе из RGB в CMYK некоторые цвета могут потерять яркость. Например, синий цвет часто выглядит менее насыщенным при печати, чем на экране. Если цветовой профиль настроен верно, то потери в цвете будут минимизированы.
Шаг 3: Изучите, что такое программы цветокоррекции.Для точной цветопередачи ваш дизайнер использует программы цветокоррекции. Эти программы позволяют изменять и улучшать цветовые параметры изображений, чтобы достичь желаемого визуального результата.
1. Adobe Photoshop:Эта программа предоставляет возможности для ручной и автоматической коррекции цветов.
– РУЧНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЦВЕТОВ:
- Кривые (Curves): регулируют уровни яркости и контрастности.
- Уровни (Levels): настраивают темные, средние и светлые тона.
- Цветовой баланс (Color Balance): корректирует оттенки в тенях, средних тонах и светах.
- Вибрация (Vibrance) и Насыщенность (Saturation): управляют интенсивностью и насыщенностью цветов.
– АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЦВЕТОВ:
- Автоматические уровни (Auto Levels): автоматическая настройка контрастности и яркости.
- Автоматическая цветокоррекция (Auto Color): автоматическая настройка цветового баланса.
2. Adobe Illustrator:Эта программа удобна для работы с цветами векторных изображений.
Шаг 4: Закажите цветопробу в типографии.Цветопроба – это тестовая печать, которая позволяет понять, как будет выглядеть ваш дизайн в реальности. Не стоит ориентироваться на цвет на экране монитора, так как каждый экран имеет свои настройки, влияющие на цветопередачу. Даже при одинаковых настройках два монитора могут показывать цвета по-разному. То есть на экране у дизайнера может быть один оттенок синего, а на вашем экране – совершенно другой. Поэтому цветопроба – это единственный 100% способ получить тираж упаковки того цвета, которого вы хотите.
– Закажите цветопробу в типографии, в которой вы планируете печать тиража. При заказе цветопробы (печати образца на том же материале, что и будущая упаковка) вы можете быть уверены, что конечный результат будет соответствовать вашим ожиданиям.
– Если цветопроба вас не устроила, то нужно дать свои комментарии дизайнеру и исправленный макет направить на повторную. Иногда приходится делать несколько цветопроб, пока не получится добиться нужного оттенка. Финальную цветопробу подписывают, и в дальнейшем она служит образцом для печати всего тиража.
– Лучше использовать аналоговую цветопробу, а не более дешевую цифровую.
Шаг 5: Учитывайте, что на цветопередачу могут повлиять другие факторы.1. Тип бумаги: матовая бумага поглощает больше света, поэтому цвета на ней будут выглядеть более тусклыми, чем на глянцевой бумаге.
2. Освещение: при разном освещении цвета могут выглядеть по-разному. Например, при ярком солнечном свете цвета будут более блеклыми, чем при искусственном освещении.
Шаг 6: Используйте систему Pantone.Pantone – это международная система идентификации цвета, которая помогает добиться его точного воспроизведения. Pantone ярче и стабильнее воспроизводит цвет по сравнению с печатью в CMYK. Pantone
– это уникальный цвет, получаемый путем смешивания нескольких оттенков. Каждому цвету присвоен свой номер в системе классификации PMS (Pantone Matching System). Также Pantone дает возможность создавать уникальные оттенки (металлические, яркие, мягкие пастельные), чего невозможно достичь с помощью модели CMYK.
– Все пантонные цвета систематизированы и представлены в едином каталоге-веере, общепринятом для всех типографий. Его легко можно найти в любой типографии. Выберите нужный цвет из этого каталога.
– Озвучьте выбранный вами оттенок дизайнеру, который работает над макетом вашей упаковки.
– Проверьте, что дизайнер указал номер Pantone в макете, для того чтобы типография использовала именно этот цвет.
Минус печати пантонами:– более дорогой тираж
– не все в полиграфии можно напечатать пантонами.
Как вариант можно использовать комбинированную печать: СМУК+ Pantone: всю упаковку печатаем в системе СМУК, а наиболее важные детали, такие как фирменный логотип, название печатаем пантоном.
Шаг 6: Контролируйте процесс на всех этапах1. Калибровка монитора:
Закажите калибровку монитора вашего компьютера. После профессиональной калибровки ваш монитор будет отображать цвета, близкие к реальному бумажному оттиску и не введет вас в заблуждение, показывая оттенки, которые невозможно воспроизвести на бумаге. Таким образом, ваши ожидания относительно цвета упаковки изначально будут более реалистичными.
2. Проверка файла перед отправкой в типографию:
– Убедитесь, что ваш файл сохранен в цветовой модели CMYK.
– При использовании цветов из палитры Pantone, проверьте, что в файле указан верный номер Pantone.
ИТОГ:Чтобы избежать проблем с цветопередачей, нужно:- Понимать, что цвет вашего макета на экране, при печати на принтере в офисе и при печати тиража в типографии может иметь разный оттенок.
- Понимать различия между системами RGB и CMYK.
- Убедиться, что у вашего дизайнера на компьютере установлен правильный цветовой профиль.
- Знать, что ваш дизайнер применят в работе программы для цветокоррекции.
- Заказать в типографии цветопробу перед печатью тиража.
- Использовать систему Pantone для точного воспроизведения самых важных цветов.
- Контролировать процесс на всех этапах.
Хорошо, когда менеджер разбирается в процессе цветопередачи, но мы понимаем, что у наших клиентов без того много задач и не всегда есть время на детальный контроль подготовки файла и его печати. Поэтому мы советуем обратиться к профессионалам, которые проконтролируют все вышеперечисленные
этапы работы, помогут выбрать нужные цвета и обеспечат точность результата на печати.